В детстве, мне попался журнал "Курьер ЮНЕСКО". Моё внимание привлекла статья о высокогорном племени на Сьерра-Мадре в Мексике. На тот момент не было еще бесконечных мексиканских сериалов, текилы и возможности провести ежегодный отпуск, наблюдая кактусовые долины из арендованного авто. Здесь расположен самый крупный мегаполис мира . По непонятным причинам сюда тянутся со всего мира киты, фламинго, бабочки и черепахи и тут чаще, чем в других странах, наблюдают НЛО и других неопознанных существ. Но совершенно выдающееся явление.
Появление испанцев положило начало народу смешанной расы. Но одна из многочисленных групп, не захотевшая влиться в ассимилятивный процесс, отступила в труднодоступные изрезанные вулканическими разломами горы. Это были индейцы уичоли (Huichol). Примерно 10-14 тыс. проживают на Сьерра-Мадре. Уичоли жили при дворе Монтесумы и были они признанными колдунами, без которых не принималось ни одно решение. Они предсказывали будущее, говорят, даже умели перемещаться в пространстве и времени. Эдакие "энергетические ниндзя". Кактус пейот, олень и кукуруза - три персонажа, сражавшиеся с Хаосом и Темнотой, способствовавшие созданию страны Уичолей. Это учение выражается колдунами маракаме. На земле уичолей каждый четвёртый-колдун. Маракаме черпают силу из сновидений и состояния транса. Быть маракаме-это одновременно большая честь и тяжелая обязанность. И во всём этом ему помогает кактус пейот-галлюциноген - редкий, вымирающий вид лекарственных растений- . Религия и волшебство проникают во все сферы жизни и искусства Уичолей. Их искусство прямое продолжение их религии. И основано не на художественном оформлении, а на выражении понятий верования. Жизнь является постоянным объектом молитв для уичолей, достижением некоего высшего проявления. И все фазы их жизни - молитва, сев или уборка урожая, паломничество или ежедневные дела, искусство, изготовление одежды, раскраска лиц, рисунки из шерсти, всё это окружает молящегося различными символами. В 70-х годах прошлого века около 4 тысяч уичолей переселились в города , главным образом Тэпик, Наярит, Гвадалахару, Мексико Сити. Именно они и привлекли внимание всего мира к своему искусству.
Я же черпаю в искусстве Уичолей не просто творческий потенциал, но и жизненное равновесие. Индейцы продолжают упорно сопротивляться изменениям, угрожающим сохранению связи человека с первозданными традициями. Мегаполисы становятся похожими друг на друга. И уже мало, что выражает национальный признак. В изобразительном искусстве происходит нечто подобное. И только фольклор сохраняет эти самые признаки. Природа и человеческие отношения.
Чернышов Денис Юрьевич "Cliff108" ПС-11-9 2007.
Hosted by uCoz